Виды государственных займов в рф

Одной из форм государственного финансирования являются государственные займы. Их еще называют муниципальными. Государство берет деньги в долг у разных субъектов. Это необходимо для гармоничного развития страны, общества и проведения разных программ. Особого внимания требует классификация государственных займов. Их разновидности и формы будут подробно рассмотрены далее.

Общее понятие

Государственные и муниципальные займы размещаются правительством страны на рынке ссудного капитала. Для этого задействуются банки, а также небанковские учреждения, финансовые структуры. Чтобы мобилизовать основную сумму займа, ценные бумаги размещаются в банковских учреждениях. Если же требуется собрать сбережения у населения, оформление происходит через сберегательные кассы.

Подписчиками государственных займов являются разные правительственные организации, спецфонды, которые управляются правительством на разных уровнях. Также подписчиками муниципальных займов могут выступать промышленные корпорации, местные органы власти, страховые компании. Это могут быть также частные инвесторы и иные структуры.

Этот вид займа, как и любой другой, является возвратным. Причем сумма, которую брали в долг, возвращается с процентами. Это происходит в установленный договором срок. Займы позволяют покрыть дефицит бюджета. Они выражаются в денежной форме. Средства, собранные при помощи подобного действия, распределяются на государственные нужды.

Положительные стороны займов

Государственные займы РФ или иных государств имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Это учитывают соответствующие органы при их оформлении.

Положительной сутью займа является возможность контролировать уровень инфляции за счет покрытия дефицита бюджета. Также в период кризиса этот вид финансирования является наиболее доступным для стабилизации экономических процессов. Еще одним положительным качеством займа является его способность регулировать количество денежной массы у населения.

Отрицательные стороны займов

Негативной стороной подобного процесса является рост кредитных ставок на кредиты. Спрос на капитал начинает увеличиваться. Это приводит к повышению ставок финансирования. Также займы увеличивают внешний долг страны. Они не приносят дохода, поэтому чрезмерное накопление подобного финансирования ведет к нестабильности экономической обстановки в стране.

Также стоит учесть, что большое количество заемного капитала, которое накапливается в балансе страны, ведет к увеличению налогов для юридических, физических лиц. Именно за их счет погашают задолженность государства. Ведь долг нужно будет отдавать в установленный срок.

Виды госзаймов

Существуют разные формы государственных займов. Государство занимается разной деятельностью. Для этого оно выпускает для обращения на финансовом рынке разные виды ценных бумаг. Для привлечения свободных средств населения, инвесторов чаще всего выпускают облигации, а также казначейские обязательства. Они имеют ряд характерных качеств.

Облигацией называется вид долговых ценных бумаг, которые выпускает государство. Они подтверждают право своего держателя на получение указанной в этом документе суммы средств в установленное время. Владельцу облигации выплачивается сумма долга, а также процент за использование его средств. Деньги, полученные у заемщика этим способом, направляют на финансирование разных фондов или прочие цели.

Казначейские обязательства также представляют собой часто выпускаемый вид ценных бумаг, которым апеллирует государство. Этот документ также гарантирует выплату владельцу денежных средств с процентами в указанный срок. Деньги, которые будут получены от такой сделки, могут быть направлены только для пополнения бюджета. Это основное отличие казначейских обязательств от облигаций.

Субъекты финансовых отношений

Казначейские обязательства и облигации внутреннего государственного займа могут привлекать для пополнения разных фондов и бюджетов разные субъекты государственной власти. Это могут быть власти как федерального уровня, так и местного самоуправления. Они привлекают финансирование для сокращения дефицита средств фондов, бюджета.

К федеральным государственным органам относится Правительство РФ. Это глобальный уровень привлечения заемного капитала. Региональными получателями этого вида финансирования являются органы областной или городской администрации, а также управленцы республики, края.

Местные органы власти также могут брать займы у физических и юридических лиц. К таким субъектам относят администрации районов. Все перечисленные уровни власти при привлечении заемного капитала действуют в рамках установленного законодательства. Отдельных требований для субъектов разного уровня нет.

Виды валюты

По виду валюты, в которой были оформлены ценные бумаги, различают внутренние и внешние государственные займы. Они имеют некоторые отличия. Внутренним займом называют кредитные отношения, которые оформляются исключительно в национальной валюте. Инвестором может быть только резидент РФ.

Внешнее финансирование представляет собой вид кредитных отношений, которые складываются между государством и иностранным частным или юридическим лицом. В этом случае кредит выдается и погашается в иностранной валюте.

Внутренние займы можно размещать на национальном фондовом рынке. Сделки, оформленные в иностранной валюте, размещают на иностранных площадках.

Срок погашения

Срок погашения обязательств государства может быть разным. Дата выплаты суммы долга и процентов указана в бланке ценной бумаги. Бывает краткосрочный и долгосрочный заем. В первом случае погашение задолженности перед кредитором выполняется в течение года. Долгосрочные займы требуют оплаты в течение 5 или более лет.

Промежуточным звеном между краткосрочными и долгосрочными являются среднесрочные ценные бумаги. Расчет по ним наступает в период от 1 до 5 лет. Чем больше деньги находятся в обращении, тем большую сумму вознаграждения государство должно выплатить кредитору по окончании срока действия ценных бумаг.

Законом установлено, что максимальный срок, на который можно брать заемный капитал для государства, составляет 30 лет. Стоит отметить, что все три вида займов распространены в нашей стране. Предпочтение отдается краткосрочным и среднесрочным обязательствам. Это объясняется высоким уровнем недоверия кредиторов к государственным органам и системе погашения задолженности.

Обеспеченность

Краткосрочный или долгосрочный заем может быть обеспеченным или нет. Этот вопрос оговаривается в процессе подписания соглашения между сторонами. Обеспеченные займы называют еще залоговыми. Чаще всего это кредиты, которые привлекают органы местного самоуправления. Такой заем обеспечивается различными объектами, например, административным зданием или автопарком, который принадлежит госструктуре.

Обеспеченный заемный капитал позволяет привлечь большую сумму средств достаточно быстро. Однако далеко не всегда можно привлечь капитал на таких условиях. Федеральные и региональные займы практически всегда оформляются в беззалоговой форме. Они не обеспечены ничем.

Самым популярным видом необеспеченных займов являются облигации. Так как риск невозврата средств по таким ценным бумагам выше, чем при оформлении обеспеченного кредита, стоимость такого капитала будет выше. Процентов потребуется заплатить больше.

Характер выплачиваемой прибыли

Каждый заем, который оформляется между государством и кредитором, должен быть оплачен в полном объеме в указанный срок. Такие ценные бумаги имеют определенную доходность. По этому признаку выделяют процентный, беспроцентный, беспроигрышный, процентно-выигрышный, выигрышный государственный заем.

Процентные разновидности ценных бумаг представляют собой заемный капитал, который при возврате имеет определенную доходность. Она определяется суммой процентов, которую получает кредитор при погашении долга.

Целевые займы относятся к категории беспроцентных. В установленный срок государство оплатит свой долг в форме товара. Этот вид заемного капитала чаще всего обращается на местном уровне. Средства, которые привлекаются этим способом, направляют на улучшение социальной сферы в конкретном регионе.

Выигрышные, беспроигрышные разновидности

Форма погашения государственных займов может быть разной. Выделяют также выигрышные кредиты. Их доходность определяется розыгрышем. Все облигации этого типа получают возможность стать выигрышными. Но доход получают только те собственники ценных бумаг, чьи займы попали в соответствующую таблицу.

Еще одной разновидностью является процентно-выигрышный заем. Одна часть дохода в этом случае выплачивается обязательно. Она зафиксирована на номинале ценной бумаги. Вторая часть дохода определяется в ходе розыгрыша.

Беспроигрышные ценные бумаги являются одной из форм выигрышных займов. Разница между ними заключается в том, что по выигрышному займу держатель облигации может не получить дохода вообще. Но если он получает прибыль, она будет больше, чем по другим видам договоров. Беспроигрышные займы же гарантируют, что государство выплатит сумму, указанную в номинале, обязательно. В течение своего срока действия такая ценная бумага выиграет. Сегодня выпускают только выигрышные государственные облигации. Беспроигрышные и процентно-выигрышные разновидности сегодня практически не применяются.

Обращение на рынке

Еще одним признаком, по которому классифицируют внешние и внутренние государственные займы, является их обращение на рынке. Здесь выделяют две группы ценных бумаг. Первая из них характеризуется свободным обращением на фондовом рынке. Они свободно продаются и покупаются. Это формирует их рыночную стоимость. Она определяет доходность займа.

Стоимость ценных бумаг, которые обращаются на фондовом рынке, формируется под влиянием спроса и предложения. Поэтому государство заинтересовано в повышении интереса покупателей к таким ценным бумагам.

Второй группой являются нерыночные обязательства. Они выпускаются для привлечения заемных средств крупных финансовых организаций. В свободной продаже таких ценных бумаг нет.

Право эмиссии

Классификация государственных займов проводится по такому признаку, как право эмиссии. Выпускать подобные ценные бумаги могут разные органы государственной власти. К первой группе относятся облигации и казначейские обязательства, которые выпустили федеральные власти. Также выделяют ценные бумаги, эмитированные региональными властями и органами местной администрации.

Каждый из названных государственных органов может привлекать заемный капитал при помощи представленных инструментов. Они нужны для бесперебойного функционирования всей структуры.

Все действия правительства и органов местного самоуправления в сфере привлечения кредитных ресурсов регулируются законодательством. Поэтому действия подобных органов всегда регламентированы и проводятся по определенным инструкциям.

Технология эмиссии и метод размещения

Существуют и прочие классификации государственных займов. По технологии их выпуска выделяют облигационные и безоблигационные договоры. В первом случае в процессе эмиссии выпускаются ценные бумаги, которые имеют материальную форму. Безоблигационные технологии предполагают оформление займов в виде записей на определенных счетах. При этом подписывается соглашение, договор. Также делают записи в долговых книгах. Заемщикам выдают специальные свидетельства-сертификаты.

Методы размещения займов могут быть разными. Ценные бумаги распространяют среди заемщиков на добровольной или принудительной основе. Второй вариант сегодня практически не встречается. Ценные бумаги размещают на добровольной основе.

В редких случаях при возникновении особых обстоятельств займы могут распространяться на принудительной основе. Такая практика существовала в СССР в период Великой Отечественной войны, в процессе индустриализации и восстановления в послевоенные годы.

Рассмотрев существующие классификация государственных займов, можно понять суть и основные особенности этого вида кредитования бюджета и различных фондов.

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения:

— размещаемые по подписке;

По обеспеченности долговых обязательств:

— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);

— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

— краткосрочные (срок погашения до одного года);

— среднесрочные (до пяти лет);

—долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);

— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);

—с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга), рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются правительством, местными органами власти, государственными организациями, учреждениями (либо организациями и учреждениями под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения (юридических и физических лиц), называются государственными ценных бумагами.

Государственные ценные бумаги выпускаются в целях:

— финансирования бюджетного дефицита;

— погашения ранее выпущенных размещенных государственных займов;

— кассового исполнения государственного бюджета;

— обеспечения равномерного поступления налоговых платежей в течение финансового года;

— финансирования целевых программ местных органов власти;

— финансовой поддержки учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значения.

В статье 75 Конституции РФ установлено, что порядок выпуска государственных займов в Российской Федерации определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных (или муниципальных) ценных бумаг на основе ст. 8 Федерального закона “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” утверждаются соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Эмитентом, или органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг РФ, выступает федеральный орган исполнительной власти — юридическое лицо, функцией которого является по решению Правительства РФ составление и (или) исполнение федерального бюджета. В части 4 ст. 75 Конституции РФ закреплен принцип добровольности размещения государственных займов в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 143 Гражданского кодекса РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Одним из самых распространенных видов ценных бумаг являются облигации внутреннего государственного займа.

Гражданский кодекс РФ в ст. 816 дает следующее определение облигации (от лат. obligatio — обязательство).

Облигация — это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Кроме того, облигация предоставляет право ее держателю на получение фиксированного процента от ее номинальной стоимости.

Все перечисленные виды облигаций в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями) допускаются к публичному размещению.

Основное предназначение муниципальных займов — частичное погашение бюджетного дефицита, а также развитие самих муниципальных образований.

Цены облигаций (их курс), а также иных государственных муниципальных долговых обязательств определяются в процентах к их номиналу (нарицательной стоимости).

Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

По договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ, а заимодавцем — физическое или юридическое лицо.

Обеспечить надежную систему наполнения казны государства денежной наличностью, а также дать возможность юридическим и физическим лицам получать доход на свои временно свободные денежные средства призван рынок государственных ценных бумаг. Этот рынок можно разделить на:

— первичный — обеспечивает размещение всех видов государственных ценных бумаг, акций и облигаций предприятий компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей);

— вторичный — в основном внебиржевой рынок, образованный торговцами ценных бумаг при помощи прежде всего телефона и компьютера, а также в результате личных контактов.

На вторичном рынке государственных ценных бумаг напрямую или через посредников работают почти все финансовые институты.

Государственные ценные бумаги делятся на:

— рыночные — свободно обращающиеся, которые могут перепродаваться после первичного размещения другим субъектам (казначейские векселя, среднесрочные инструменты, долгосрочные государственные облигации);

— нерыночные — которые не могут свободно переходить от одного держателя к другому; они размещаются среди специализированных финансовых институтов и населения.

К нерыночным правительственным (государственным) ценным бумагам в США относятся сберегательные облигации, иностранные правительственные серии, серии правительственных счетов и серии местных органов власти.

Рынок государственных ценных бумаг входит в состав фондового рынка.

Одним из видов внутренних государственных займов являются казначейские обязательства. Казначейские обязательства — это вид государственных ценных бумаг, размещаемых на добровольной основе среди физических и юридических лиц. Казначейские обязательства удостоверяют внесение их держателями денежных средств в бюджет и дают право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения ими. В постановлении Правительства РФ “О выпуске казначейских обязательств” от 9 августа 1994 г. указано, что выпуск этих ценных бумаг осуществляется “в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции”. Их эмитентом является Министерство финансов РФ. Казначейские обязательства выпускаются и обращаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке.

Форму казначейских обязательств могут иметь также и муниципальные займы.

Виды государственных займов

Займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг достаточно разнообразны. Рассмотрим некоторые особенности государственных ценных бумаг:

1. Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО). ГКО представляют собой долговые обязательства государства и предоставляют право владельцам на выплату в установленный срок номинальной суммы облигации. ГКО являются именными ценными бумагами, периодически эмитируемыми Министерством Финансов РФ с гарантией погашения в срок Центральным Банком. Они относятся к группе дисконтных ценных бумаг, доходом является разница в ценах покупки (ниже номинала) и погашения (по номиналу) облигации Федерального займа (ОФЗ).

Основные Условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ Постановление «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных» от 08.02.1993 г. N 107 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.09.94 N 1105). Этими Условиями предусмотрено, что эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до одного года.

Номинальная стоимость ГКО составляет 1 000 000 руб. Погашение этих облигаций проводится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости облигаций на момент погашения. Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации или погашения и ценой покупки.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица, то есть инвесторы, не являющиеся дилерами, приобретающие ГКО на праве собственности или полного хозяйственного ведения и имеющие право в соответствии с действующим законодательством на владение ГКО. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

Сведения об очередном выпуске ГКО объявляются не позднее, чем за семь дней до начала его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от количества предполагавшихся к выпуску государственных краткосрочных облигаций.

В 2008-2010 годах выпуски ГКО не предполагаются, акцент был сделан на выпуске среднесрочных и долгосрочных облигациях федерального займа.

2. Государственные долгосрочные облигации (ГДО). Заем в виде ГДО осуществляется сроком на 30 лет с 1 июля 1991 года по 1 июля 2021 года, с купонным доходом 15% номинальной стоимости, выплачиваемым 1 раз в год. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц. Общий объем займа в 80 млрд. руб. разделен на 16 разрядов по 5 млрд. руб. в каждом Дмитриев В.А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты // Деньги и кредит. — 2006г. — №10. стр. 11.

Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью кратной 10 тыс. руб. В настоящее время их номинал равен 100 тыс. рублей.

3. Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Эмитентом ОВГВЗ является Министерство финансов РФ, выпущены для погашения задолженностей бывшего СССР. Условия выпуска этого займа изложены в Постановлении Правительства РФ Постановлении Правительства РФ «Об утверждении выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа» от 15.03.1993 г. №222. Общий объем займа составил 7 885 млн. долларов США. Номинал облигаций — одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Неотъемлемая часть каждой облигации — комплект купонов, по которым происходят годовые выплаты процентов. Дата выпуска — 14 мая 1993 год. Купонная ставка —3% годовых — выплачивается 14 мая каждого года. Генеральным агентом по новации ОВГВЗ и уполномоченным депозитарием по облигациям государственного валютного облигационного займа выпуска 1999 года Министерство Финансов РФ назначил Внешэкономбанк.

4. Еврооблигации РФ — это средне- и долгосрочные облигации, номинированные в евровалютах и размещаемые одновременно на рынках несколько стран. Евровалюта — это депозиты в той или иной валюте в банке, находящемся в иной стране, чем та, которая эмитирует данную валюту.

Россия вышла на рынок еврооблигаций в 1996 году после было осуществлено размещение 5-летних еврооблигаций России, затем в 1997 году были размещены еще три выпуска еврооблигаций: один — семилетний, номинированный в немецких марках, и два — долларовых. В кризисном 1998 году в было выпущено два долговых облигационных займа на сумму 3,75 млрд. долларов США, а затем проведен обмен долга по рублевым бумагам в средне- и долгосрочные валютные бумаги на сумму 6,5 млрд. долларов США по номиналу.

Категории суверенных российских еврооблигаций относятся и так называемые Sinking fund Bond (евробонды) — облигации с фондом погашения в 2010 и 2030 годах, появившиеся в результате урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов.

5. Казначейские обязательства (КО). Сочетают в себе черты казначейских векселей и государственных краткосрочных облигаций. Они, как и ОВВЗ, выпущены с целью без эмиссий сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями, возникшую в рамках государственных закупок, финансирования государственных программ и т.п. Эмитент КО — Министерство Финансов РФ (Федеральное казначейство), которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

Ставка процентного дохода по КО устанавливается в зависимости от срока начала их погашения. Однако чтобы формировать единый вторичный рынок, эти ставки устанавливают одинаковыми для всех выпусков КО с одним и тем же сроком погашения независимо от отрасли, которая является получателем. Процентный доход по казначейским обязательствам выплачивается Министерством Финансов РФ одновременно с погашением.

6. Облигаций федерального займа (ОФЗ). Это среднесрочные государственные облигации, которые выпускаются в безбумажной (электронной) форме с изменяемым процентным купоном, выплачиваемым поквартально. Срок их обращения — более 1 года.

Облигации федерального займа, как и ГКО, продаются ниже номинала, а погашаются по номиналу, обеспечивая тем самым доход по ним. Но помимо этого ОФЗ имеют еще и купонный доход, выплачиваемый раз в квартал. Ставка купонного дохода может изменяться в зависимости от ситуации на рынке. Отличие ОФЗ от других государственных ценных бумаг состоит и в том, что срок их обращения впервые превышает один год. Это обеспечивает инвесторам спокойствие на более длительный период, принося в то же время каждые три месяца купонный доход. В результате ОФЗ становятся привлекательными не только для предприятий, но и для российских граждан. Не случайно примерно 80% ОФЗ куплено банками по заявкам клиентов, а не на деньги самих банков.

7. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в 1995 году, чтобы привлечь денежные средства широких слоев населения для финансирования дефицита государственного бюджета. Облигации выпускались небольшим номиналом (100 и 500 тыс. руб.), что позволяло вкладывать в них средства инвесторам различного достатка. Облигации выпускались сроком на 1 год и 2 года и имеют 4 купона, процентный доход по которым выплачивается в конце соответствующего купонного периода. В 1997 году на рынке ОГСЗ размещены 20 серий облигаций. Характерной чертой рынка ОГСЗ — постоянное превышение спроса над предложением. Это объяснялось тем, что, сохраняя все основные свойства государственных ценных бумаг (надежность, ликвидность, высокую доходность), ОГСЗ стали важным инструментом аккумуляции сбережений населения, для которых ранее доступ на рынки государственных ценных бумаг был практически закрыт.

8. Облигации Золотого займа ОФЗ-9999. Появление этих облигаций связано с решением Правительства (1995года) предоставить право их владельцам на получение слитков золота. Срок обращения — 3 года. Владельцами их могут быть физические и юридические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами. Номинальная стоимость облигаций Золотого федерального займа выражается в рублях и определяется исходя из стоимости на Лондонском рынке драгоценных металлов 100 грамм золота в слитках в долларах США, переведенной по официальному курсу Банка России на дату начала эмиссии облигаций. Объем выпуска облигаций Золотого федерального займа установлен в количестве 300 тыс. штук Генеральным агентом Министерства Финансов РФ по распространению и обслуживанию Золотого федерального займа является Банк России.

Виды облигаций постоянно меняются и имеют разный жизненный цикл, который, как правило, длится 7-13 лет. К числу так называемых «долгожителей» (из всех выше названных) можно отнести ГКО, получившие широкую международную известность в связи с кризисом 1998 года и просуществовавшего с начала 1994 года до конца 2006 года. Жизненный цикл ОФЗ, вероятно, будет ещё длиннее: этот вид ценных бумаг существует с 1997 года.

В настоящее время государственные займы принято использовать как инструмент привлечения финансовых ресурсов. Однако рынки государственных ценных бумаг выполняют ещё и регулирующую функцию на уровне мирового финансового рынка. Причём в развитых странах эта функция приобретает всё большее значение. Таким образом, государственные облигации отражают экономическую сущность данных инструментов — они действительно являются безрисковыми активами. Это кардинально отличает российские ОФЗ от облигаций США, Японии, Великобритании, а также Исландии, государственный долг которой в 10 раз превосходит объём ВВП.

Источники: http://fb.ru/article/381541/vidyi-i-klassifikatsiya-gosudarstvennyih-zaymov, http://vuzlit.ru/1343739/vidy_gosudarstvennyh_zaymov, http://studbooks.net/1694545/finansy/vidy_gosudarstvennyh_zaymov

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *