Займ от иностранной компании

Дата размещения статьи: 27.11.2015

При получении займа от иностранного кредитора российский заемщик несет расходы в виде процентов за пользование денежными средствами. На стороне иностранной компании возникают доходы. Таким образом, российской организации необходимо иметь представление:
— о порядке признания в составе расходов величины процентов при определении налога на прибыль;
— о случаях возникновения обязанностей налогового агента по НДС;
— о случаях возникновения обязанностей налогового агента по налогу на прибыль.

Проценты по долговым обязательствам

Порядок признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам регламентирован ст. 269 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи под долговыми обязательствами понимаются кредиты, займы, иные заимствования независимо от способа их оформления. Таким образом, при получении займа от зарубежной компании российскому заемщику необходимо руководствоваться нормами ст. 269 НК РФ.
По общему правилу расходом по долговым обязательствам любого вида признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, но для отдельных случаев ст. 269 НК РФ установлен особый порядок признания процентов. В частности, особые правила признания установлены для процентов по сделкам, являющимся в соответствии с положениями НК РФ контролируемыми.

Контролируемые сделки. В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми считаются сделки между взаимозависимыми лицами . Кроме того, под определение контролируемой может попасть сделка, одной из сторон которой является лицо, местом регистрации, местом жительства либо местом налогового резидентства которого признаются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Такие сделки считаются контролируемыми, если сумма доходов по этим сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов определяется в порядке, установленном п. 9 ст. 105.14 НК РФ.
———————————
Взаимозависимость лиц устанавливается путем оценки степени влияния одной организации на другую с учетом положений ст. 105.1 НК РФ.
Утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Налогоплательщик вправе признать расходом по долговому обязательству, возникшему в рамках контролируемой сделки, процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если она меньше максимального значения интервала предельных значений (см. п. 1.1 ст. 269 НК РФ). Интервалы предельных значений установлены п. 1.2 ст. 269 НК РФ, они различны для рублевых обязательств, обязательств в евро, китайских юанях и т.д.
При несоблюдении условий, установленных п. 1.1 ст. 269 НК РФ, проценты по контролируемым сделкам признаются исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» НК РФ.
Кроме того, особые правила в части признания расходов по долговым обязательствам установлены для тех случаев, когда долг перед иностранной организацией считается контролируемой задолженностью и ее размер на отчетную дату более чем в три раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств (собственного капитала) налогоплательщика — российской организации (п. 2 ст. 269 НК РФ). В этой ситуации при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, начисленные проценты делятся на коэффициент капитализации. Данный коэффициент, а также показатель собственного капитала рассчитываются по правилам, установленным п. 2 ст. 269 НК РФ. В расходы включаются проценты не более фактически начисленных. Положительная разница между начисленными и предельными процентами приравнивается к дивидендам иностранной организации и облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ (по ставке 15% — Письмо Минфина России от 21.04.2015 N 03-03-06/1/22602).
———————————
Согласно п. 2 ст. 269 НК РФ контролируемой признается, в частности, непогашенная задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного (складочного) капитала (фонда) российской организации.
Последнее число отчетного (налогового) периода.

Обязательства по НДС

Согласно разъяснениям Минфина (см. Письмо от 16.02.2011 N 03-07-08/43) при получении займов от иностранных организаций и уплате процентов по ним российский заемщик не приобретает статус налогового агента по НДС. Логика такова. В силу п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории РФ. Так, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организацией, выполняющей (оказывающей) данные работы (услуги). В ином порядке определяется место реализации в отношении работ (услуг), названных в пп. 1 — 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Услуги по предоставлению займов в пп. 1 — 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ не указаны, следовательно, местом их реализации следует считать место осуществления деятельности заимодавцем. В описанной ситуации в роли заимодавца выступает иностранная организация, значит, местом реализации услуги по предоставлению займа территория РФ не признается и объект обложения НДС не возникает. Поэтому у заемщика — российской организации, приобретающей такие услуги, не возникает обязанности уплачивать НДС в бюджет РФ в качестве налогового агента.

Обязательства по налогу на прибыль

Что касается налога на прибыль, по общему правилу доходы от оказания иностранной организацией услуг исключительно вне территории РФ не являются доходами от источников в РФ в смысле положений гл. 25 НК РФ. Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 25.05.2015 N 03-07-14/29943, от 18.03.2013 N 03-08-05/8179.
Если услуга (в том числе услуга по предоставлению займа) оказывается российскому заемщику иностранной организацией, имеющей представительство в РФ, налог на прибыль с полученных доходов иностранный кредитор исчисляет и уплачивает самостоятельно (см. ст. ст. 246, 247, 307 НК РФ).
Если же услуга оказана иностранным лицом, не имеющим представительства в РФ, налог на прибыль за него должен уплатить налоговый агент (источник выплаты дохода иностранной компании), но только с доходов, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определены виды доходов (получение которых не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации в РФ через постоянное представительство), которые подлежат обложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов. Среди них назван процентный доход от долговых обязательств российских организаций (см. пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ).
Согласно разъяснениям ФНС (см. Письмо от 24.04.2014 N ГД-4-3/8162 ) процентный доход относится к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов (п. 1.1 ст. 309 НК РФ). В силу п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией при каждой выплате доходов.
———————————
Размещено на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

Вместе с тем нужно учитывать, что ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международного договора РФ, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, над правилами и нормами российского налогового законодательства.
Важно, что при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное место нахождения в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Документы и запреты

Что касается возможных ограничений при совершении сделок по получению займов от иностранных лиц, российское законодательство не содержит каких-либо запретов на их заключение. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории РФ с соблюдением правил ст. ст. 140, 141 и 317 ГК РФ (ст. 807 ГК РФ), а также положений законодательства о валютном регулировании .
———————————
См. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Пакет документов, подтверждающих совершение данной сделки, является стандартным: контракт о предоставлении заемных средств, содержащий сведения о размерах и порядке выплаты процентов на сумму займа, выписки с банковских счетов, бухгалтерские справки о расчете предельной величины процентов, признаваемых в составе расходов в целях налогообложения прибыли (при необходимости).

Основные налоговые риски, связанные с получением займов от иностранных лиц, следуют из положений ст. 269 НК РФ, регламентирующей порядок признания процентов в целях налогообложения, и ст. 309 НК РФ, устанавливающей правила налогообложения доходов иностранных лиц, полученных от источников в РФ.
Так, ст. 269 НК РФ предусмотрены предельные значения величины процентов, которые можно отнести к расходам, если такие проценты уплачиваются по контролируемым сделкам. При этом контролируемой считается сделка не только с взаимозависимым лицом, но и с любой иностранной компанией, которая зарегистрирована в офшорной зоне. Более того, если иностранная компания владеет более 20% уставного капитала российского заемщика, долг по займу может быть признан контролируемой задолженностью. Данное обстоятельство также влияет на порядок признания расходов в виде процентов.
Статьей 309 НК РФ установлен перечень доходов иностранных лиц (не имеющих представительств в РФ), при выплате которых российская организация должна исполнить обязанность налогового агента и удержать налог на прибыль. Доходы в виде процентов присутствуют в данном перечне. Единственное, что может освободить российского заемщика от обязанности уплаты налога за иностранное лицо, — соглашение об избежании двойного налогообложения между РФ и другим государством, резидент которого является кредитором по договору (если, конечно, данное соглашение предусматривает уплату налога с доходов в виде процентов исключительно в бюджет того государства, в котором зарегистрирован получатель этих процентов).

Российские организации нередко получают займы от иностранных, в том числе аффилированных, компаний, что является одним из наиболее распространенных способов внутригруппового финансирования. В этой связи возникает проблема включения сумм выплачиваемых процентов в состав расходов российской организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговым законодательством установлены особые правила отнесения сумм процентов по долговым обязательствам к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (статья 269 НК РФ). Их принято называть правилами «недостаточной капитализации», поскольку они подлежат применению в случае более чем трехкратного превышения размера контролируемой задолженности налогоплательщика над разницей между суммой его активов и величиной его обязательств (то есть в ситуации «недостаточной капитализации»). Правила недостаточной капитализации, наряду с правилами трансфертного ценообразования и правилами налогообложения контролируемых иностранных компаний, относятся к инструментам противодействия налоговым злоупотреблениям и имеются в законодательстве многих стран.

Ниже приводятся ключевые положения статьи 269 НК РФ («Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения») в редакции, действующей с 1 января 2017 года.

Контролируемая задолженность

Согласно п. 2 ст. 269 НК РФ контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика — российской организации по следующим долговым обязательствам этого налогоплательщика:

1) по долговому обязательству перед иностранным лицом, являющимся взаимозависимым лицом налогоплательщика — российской организации в соответствии с подпунктом 1, 2 или 9 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ, если такое иностранное лицо прямо или косвенно участвует в налогоплательщике — российской организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта;

2) по долговому обязательству перед лицом, признаваемым в соответствии с подпунктом 1, 2, 3 или 9 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым лицом иностранного лица, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи;

3) по долговому обязательству, по которому иностранное лицо, указанное в подпункте 1 настоящего пункта, и (или) его взаимозависимое лицо, указанное в подпункте 2 настоящего пункта, выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства налогоплательщика — российской организации, если иное не предусмотрено пунктом 9 настоящей статьи.

Пороговый размер контролируемой задолженности

Согласно п. 3 ст. 269 НК РФ, в случае, если размер контролируемой задолженности налогоплательщика более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов этого налогоплательщика, применяются правила, установленные пунктами 4 — 6 ст. 269 НК РФ.

При определении размера контролируемой задолженности налогоплательщика учитываются суммы контролируемой задолженности, возникшей по всем обязательствам этого налогоплательщика, указанным в пункте 2 статьи 269 НК РФ, в совокупности.

Расчет предельного размера процентов, включаемых в состав расходов

Согласно п. 4 ст. 269 НК РФ, предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных этим налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

Коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на 12,5).

При определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

Основное правило

Согласно п. 5 ст. 269 НК РФ, в состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности в размере, не превышающем предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, исчисленного в соответствии с пунктом 4 ст. 269 НК РФ, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 4 ст. 269 НК РФ, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность по соответствующему долговому обязательству не является контролируемой.

Согласно п. 6 ст. 269 НК РФ, положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 4 ст. 269 НК РФ, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранному лицу, указанному в подпункте 1 пункта 2 ст. 269 НК РФ, и облагается налогом в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 224 (ставка 15%) или пунктом 3 статьи 284 НК РФ (ставка 15%).

Обобщим вышеописанные правила НК РФ в виде формулы.

1) Определение коэффициента капитализации (абз. 2 п. 4 ст. 269 НК РФ):

КК = (НКЗ / (ВСК × ДУ)) / 3,

где КК – коэффициент капитализации;

НКЗ – величина непогашенной контролируемой задолженности;

ВСК – величина собственного капитала;

ДУ – доля участия взаимозависимого иностранного лица в российской организации (налогоплательщике).

2) Исчисление предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов (абз. 1 п. 4 ст. 269 НК РФ):

где ПРП – предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов;

СНП – сумма процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности;

КК – коэффициент капитализации.

3) Сравнение суммы фактически начисленных процентов и предельного размера процентов:

Если сумма фактически начисленных процентов окажется больше предельного размера процентов, то

  • к сумме процентов, не превышающей предельного размера процентов, применяется общее правило налогообложения (такие проценты могут быть включены в состав расходов налогоплательщика);
  • сумма превышения (положительная разница) между начисленными процентами и предельным размером процентов, не включаются в состав расходов налогоплательщика и приравнивается к дивидендам, уплаченным иностранному лицу.

Исключения

Статья 269 НК РФ предусматривает следующие случаи, когда непогашенная задолженность не признается для налогоплательщика — российской организации «контролируемой»:

  • задолженность по обращающимся облигациям эмитентов из стран, имеющих с РФ соглашение об избежании двойного налогообложения (п. 7 ст. 269 НК РФ);
  • задолженность перед налоговым резидентом РФ (являющимся взаимозависимым лицом иностранного взаимозависимого лица) (п. 8 ст. 269 НК РФ);
  • задолженности перед независимыми банками (п. 9 ст. 269 НК РФ).

Применение СИДН к суммам процентов, приравниваемым к дивидендам

В случае, если иностранная организация – займодавец (получатель процентов) является резидентом государства, имеющего с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), и такое соглашение применяется, возникает вопрос о том, какие именно положения СИДН (о процентах или о дивидендах) должны применяться к той части выплачиваемых процентов, которая превышает предельный размер процентов, рассчитанный российской организацией в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ (то есть процентам, которые в целях налогообложения приравниваются к дивидендам).

Положения большинства заключенных Россией СИДН о процентах как правило предусматривают, что проценты подлежат налогообложению только в государстве, резидентом которого является их получатель (то есть позволяют налоговому агенту не удерживать налог у источника выплаты). Положения СИДН о дивидендах как правило предусматривают не освобождение, а пониженные ставки налога у источника.

Ответ на вышеуказанный вопрос зависит от того, как проценты, приравниваемые согласно НК РФ к дивидендам, квалифицируются с точки зрения СИДН (если положения соответствующего соглашения позволяют это установить).

Например, согласно пункту 2 статьи 11 Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром (далее – СИДН Россия-Кипр), «термин «проценты» не включает для целей настоящей статьи … проценты, рассматриваемые как дивиденды в соответствии с пунктом 3 статьи 10».

В свою очередь, термин «дивиденды» (пункт 3 статьи 10) включает в себя «также доходы — даже выплачиваемые в форме процентов — которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды».

Таким образом, в СИДН Россия-Кипр данный вопрос однозначно решен в пользу трактовки (а соответственно и налогообложения у источника) процентов (приравниваемых согласно НК РФ к дивидендам) как дивидендов.

Другие СИДН могут предусматривать иные, менее четкие, правила на указанный счет. Согласно позиции, выраженной в ряде писем Минфина России, к процентам, приравниваемым согласно НК РФ к дивидендам, в случае применения СИДН должны применяться статьи о дивидендах, а не о процентах (возможные противоречия между нормами СИДН и нормами НК РФ в этом случае во внимание не принимаются). Иная позиция, выраженная в некоторых судебных актах, основана на приоритете положений СИДН о процентах над нормами НК РФ.

Таким образом, используя договоры займа в качестве инструмента финансирования, следует помнить, что не вся сумма начисленных по договору процентов может быть включена в состав расходов по российскому налогу на прибыль. Чтобы минимизировать риск применения к займам, полученным от иностранной компании, правил недостаточной капитализации, российским компаниям важно не допускать более чем трехкратного превышения размера контролируемой задолженности над величиной собственного капитала.

Российские организации нередко получают займы от иностранных, в том числе аффилированных компаний, что является одним из наиболее распространенных способов внутригруппового финансирования. В этой связи возникает проблема налогообложения процентов по займу, выплачиваемых в адрес иностранной компании.

Налог у источника согласно НК РФ

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы, получаемые иностранными компаниями по долговым обязательствам российских организаций, подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода.

При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной компании (пункт 4 статьи 286 НК РФ).

Ставка такого налога составляет 20%. Именно по такой ставке российский налоговый агент должен будет удержать налог с выплачиваемых иностранной компании процентов, если такая компания является, например, резидентом офшорной зоны или любой другой страны, с которой у России отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения.

Налог у источника согласно международным соглашениям

Исключение составляют случаи применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Россией и иностранными государствами (далее – СИДН). В этом случае порядок обложения налогом сумм дохода иностранной компании определяется международным соглашением. В настоящее время Россией подписаны СИДН с 82 государствами.

Например, в соответствии со статьей 11 СИДН между Россией и Кипром 1998 г. (в редакции Протокола 2010 г.), если российская компания уплачивает проценты по займу в адрес кипрской компании, то эти проценты подлежат налогообложению только на Кипре (и наоборот).

Указанный принцип (налогообложение процентов только по месту их получения, означающее освобождение от налога, удерживаемого у источника выплаты) реализован в большинстве (но не во всех) СИДН.

Например, согласно статье 11 СИДН между Россией и Латвией 2010 г., проценты, возникающие в России и выплачиваемые резиденту Латвии, могут облагаться как в Латвии, так и в России (у источника выплаты). Однако, в России налог у источника не может превышать

a) 5% от общей суммы процентов по кредитам любого типа, предоставленным банком или другим финансовым учреждением одного Договаривающегося Государства банку или иному финансовому учреждению другого Договаривающегося Государства;

b) 10% от общей суммы процентов во всех остальных случаях.

Таким образом, иностранные компании, являющиеся резидентами государств, имеющих с Россией действующие СИДН, при получении процентного дохода от российских заёмщиков несут меньшие налоговые потери по сравнению с компаниями из стран, не имеющих такого соглашения с Россией.

Ограничения применения СИДН при выплате процентов

Российская организация, выплачивающая иностранной организации процентный доход, может правомерно применять освобождения или пониженные ставки налога на основании СИДН, если иностранная компания – получатель процентов имеет на данный доход «фактическое право» (то есть выступает бенефициарным собственником такого дохода).

Для случаев, когда указанная иностранная организация выступает в отношении полученного ею дохода лишь «посредником» и выплачивает эти доходы иному лицу (например, компании из страны, не имеющей СИДН с Россией), российская организация не вправе применять льготные положения СИДН, а должна применить специальные правила, предусмотренные статьями 7 и 312 НК РФ.

Такая ситуация может иметь место при так называемых «зеркальных» займах, когда офшорная компания (без СИДН) получает от другой иностранной компании (с СИДН) процентных доход, полученный последней от третьей страны (источника выплаты). Наличие промежуточной компании между источником и конечным получателем может иметь целью выплату средств в безналоговую зону без удержания налога у источника (или удержания его по пониженным ставкам).

Правовой механизм, ограничивающий применение СИДН в подобных ситуациях был введен в НК РФ с 2015 года, одновременно с нормами о контролируемых иностранных компаниях, и также является одним из инструментов деофшоризации.

Источники: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/14144, http://www.gestion-law.com/manual/zaymy-ot-inostrannykh-kompaniy-kontroliruemaya-zadolzhennost/, http://www.gestion-law.com/manual/zaymy-ot-inostrannykh-kompaniy-nalog-u-istochnika/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *